ЭТО ИНТЕРЕСНО

«Законы экологии» Барри Коммонера



Крупный американский эколог и специалист в области охраны природы Барри Коммонер сформулировал четыре «закона экологии», которые он успешно применил для объяснения современной экологической ситуации. Внимательно вдумайтесь в их содержание.



1. Все связано со всем(или «все влияет на все»). Это очень лаконичная перефразировка закона материалистической диалектики о всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности предметов и явлений в природе и обществе. Ф.Энгельс писал: «Ведь в природе ничего не совершается обособленно. Каждое явление действует на другое, и обратно». 

Этот «закон» отражает колоссальное число связей между миллиардами населяющих биосферу живых существ и окружающей их средой, между биосферой и обществом, между компонентами различных экосистем, биосферой и солнцем. Известны неожиданные цепочки связей. Приведем примеры. Неумеренная вырубка лесов вызывает лесов вызывает: снижение лесистости – увеличение поверхностного стока – уменьшение запаса грунтовых вод – смыв почвы – обмеление и заиление рек и озер – сокращение площади пойм – сокращение продуктивности земель, кормовых угодий – снижение продуктивности животноводства – дефицит продовольственных товаров. 

2. Все должно куда-то деваться. Это перефразировка закона сохранения вещества и энергии: ничто не исчезает бесследно. Попав в окружающую среду, вещество (мусор) переходит из одной формы в другую, перемещается с места на место, из одной экосистемы в другую, из района в район, нередко концентрируется по цепям питания. Все, что человек выбрасывает в процессе производства во внешнюю среду, рано или поздно попадает через продукты питания, воздух и воду в организм человека, вызывая многочисленные заболевания, преждевременное старение и смерть. 

3. Природа знает лучше(в трактовке русской народной поговорки «Природу не перехитрить»). «Закон» основан на теории эволюции. Современные организмы, воды и экосистемы – результат эволюции за 2-3 млрд. лет, результат жестокого отбора в процессе острейшей конкуренции и борьбы за существование. Природа из многих миллиардов типов веществ (например, белков), из которых строятся организмы, отобрала ограниченное число наиболее приемлемых в земных условиях. На все эти вещества имеются разлагающие их ферменты. Многие же искусственные соединения не имеют соответствующих ферментов, поэтому они накапливаются, загрязняя окружающую среду. Из многих миллионов видов организмов и экосистем отобраны наиболее продуктивные и устойчивые для конкретных природных условий. В результате разрушения человеком экологической среды (экоцида), биогеоцинозов (ценозоцида), истребления растений и животных (геноцида) эволюционный процесс либо полностью прерывается, либо изменяются его направленность, темп, масштабность. По мнению Б.М.Козо-Полянского, «в не столь отдаленном будущем все население земли сведется к человечеству, культурным растениям, домашним животным и их спутникам и паразитам. Все остальное живое будет уничтожено». 

4. Ничто не дается даром. За все блага приходится платить. Глобальная система едина. Выигрыш в одном месте сопровождается потерей в другом. В каждом конкретном случае соотношение выигрыша и потери будет различным, могут быть весьма большие отклонения в ту или иную сторону. Так, затопление пойменных лугов при создании ГЭС вынуждает тратить большое количество энергии на производство кормов на поливных землях. Неумеренный забор воды из рек при орошении земель уменьшает сток этих рек, вызывает обмеление и высыхание их, а также тех внутренних водоемов, в которые впадают эти реки. В итоге нередко происходит опустынивание ландшафтов вокруг обмелевших или исчезнувших водоемов. Природа настолько сложна и совершенна, что «почти каждый наш шаг вперед приносит одновременно и пользу, и вред». 

Таким образом, умелое использование наиболее общих законов философии, физики, экологии позволяет не только объяснить современную экологическую ситуацию, но и помогает изменять, регулировать ее. 

Беседа «Как вести себя в природе?» (для учащихся 6–7 классов) 

Цель:вызвать чувства сопричастности каждого учащегося к состоянию окружающей среды, природы, внутреннюю потребность работать над разрешением ее проблем. 

Методические рекомендации: Помещение, где проводится беседа, должно быть оформлено соответствующим образом: это может быть выставка охраняемых растений и животных, внесенных в Красную книгу, гербарии ядовитых растений, выставка комнатных растений, красочные плакаты. 

Дорогие ребята! Наверное, нет на Земле человека, который не интересовался бы жизнью животных, не любовался бы красотой рек, цветущих лугов и не стремился бы узнать о природе как можно больше. Ведь сам человек – часть природы, он должен заботиться о природе, сохранять ее и приумножать. Однако, в наш технический век, миллионы людей живут в экологически вредной среде. Чернобыльская трагедия создала огромные зоны радиационного загрязнения. Вода и воздух содержат в себе множество ядовитых веществ, особенно в крупных промышленных городах. Загрязняются и разрушаются почвы; продукты питания содержат химические соединения, вредные для организма человека; продолжается деградация биосферы, вымирают многие виды растений и животных. 

Настало время каждому человеку задуматься, как сохранить и сберечь нашу природу. Для начала каждый школьник должен овладеть экологическими знаниями, научиться правильно вести себя в природе, знать законы природы и помнить, что в настоящее время универсальной ценностью является жизнь. А теперь давайте познакомимся с правилами поведения в природе: 

1. Не сори в лесу! Знай, что бумага, которую ты оставил в лесу, сгниет только через несколько лет, а разбитое стекло может служить причиной пожара, полиэтиленовый мешок разрушается в течение 226 лет. 

2. Не рви цветов большими охапками! Это приводит к уменьшению их численности. 

Помни, чтобы из семян ландыша выросло растение, нужно 7-8 лет! 

3. Не шуми в лесу! Не включай на всю мощь магнитофон; от большой вибрации воздуха не смогут взлететь шмели, пчелы, осы, жуки и другие насекомые. Шум пугает также птиц и животных. 

4. Нельзя приручать диких животных, не зная, как за ними ухаживать. 

5. Птицы – крылатая защита лесов, садов, парков. Не трогай птичьи гнезда, птенцов; птицы не любят, когда нарушают их покой. За один день синичка может уничтожить более пятисот насекомых. 

6. Оберегай муравейники, делай специальные ограждения. Лес не может жить без муравьев! 

7. Не оставляй недогоревших костров в лесу! Помни, что из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одна спичка может уничтожить миллион деревьев. 

8. Помни, что в настоящее время запрещено собирать коллекции насекомых. Такие красивые бабочки, как мертвая голова, черный аполлон, голубая орденская лента, адмирал и другие внесены в Красную книгу Республики Беларусь. Оберегай их! 

9. Запомни, что в Красную книгу Беларуси внесены следующие растения: кувшинка белая, ветреница лесная, купальница европейская, кубышка малая, первоцвет высокий, валериана двудомная, колокольчик рапунцель и другие виды. Изучайте их и охраняйте, они на грани исчезновения!

10. Запомни ядовитые растения: белена, дурман, цикута, вороний глаз, волчье лыко. Обращаться с ними нужно осторожно!

11. Запомни это стихотворение П.Бровки и вдумайся в его содержание:

Все так изранено в лесу,

Как после дней войны.

Здесь уцелевшей не найти ни ели, ни сосны.

Березу ножиком пырнул какой-то живоглот.

Мне кажется, из-под коры моя слеза течет.

От этой черствости людской

Болит моя душа,

Под искалеченным дубком не ветер стонет – я.

Вот муравейник подожжен

Кощунственной рукой,

Мне кажется не он, а дом пылает мой,

Ушли, обидев красоту, смутив лесной уют,

Не услыхав, что за спиной все листья слезы льют.

Во второй части беседы учитель предлагает учащимся познакомиться с тезисами экологической морали и расшифровать их значение:

  • каждый человек имеет право на благоприятную среду жизни;
  • природу нужно любить и беречь, она наша мать и кормилица;
  • даже самая совершенная технология не может заменить природы;
  • нарушив слаженность и красоту природы, трудно надеяться на ее полное восстановление;
  • взял у природы – компенсируй втрое, срубил дерево – посади три;
  • семь раз отмерь и не делай того, последствий чего для природы ты не знаешь;
  • в больной природе нельзя оставаться здоровым;
  • только говорить об охране природы мало, нужно действовать;
  • не убивай живое;
  • не рви цветов – они нужны растениям.

В заключение беседы подводятся итоги о значении природы для каждого человека.

Cсылка: http://studopedia.org/7-14800.html

  • Поделиться ...


медиафайлы





Видеогалерея

Педагогические мастерские «ИКТ в образовании: Современный учитель в цифровом пространстве»


Башкалаада VII Билим Фестивалынын экинчи күнү болуп өттү


Бишкекте VII Билим Фестивалы өтөт


VII Фестиваль образования ждет тебя!