Академия Хана — один из крупнейших в мире образовательных сайтов, который даёт доступ к шести тысячам лекций. В 2015 году им пользовались 65% студентов Стенфорда. Его создатель Салман Хан руководствуется простым принципом — учиться ради знаний, а не для оценок. «Мел» рассказывает, почему учёба в Академии Хана может быть эффективнее, чем обычные школьные уроки.
Академия названа по имени её создателя — Салмана Хана. Его родители были из Индии и Бангладеша, а сам молодой человек родился в Новом Орлеане в США. Он получил две степени бакалавра и одну магистра MIT и MBA в Гарварде. Иногда он шутит, что делать «что-то полезное для общества» поначалу для него было довольно необычно.
В 2004 году Салман работал аналитиком в инвестиционном фонде. Тогда же он начал удалённо заниматься математикой со своей двоюродной сестрой Надей. Ей никак не удавалось научиться переводить единицы измерения, из-за этого она не могла начать углублённый курс по предмету. Надя находилась в Новом Орлеане, а Салман — в Бостоне, поэтому поначалу они занимались по телефону, а графики и формулы рисовали в совместном блокноте Yahoo Doodle.
Сначала к занятиям присоединились два брата Нади, потом — другие члены семьи. Уроки стали занимать слишком много времени, чтобы проводить их по телефону лично с каждым.
Салман решил записать несколько роликов, и в 2006 году выложил их на YouTube. Со временем их аудитория расширилась. Люди стали оставлять комментарии под видео: «Я впервые улыбнулся, когда вычислил производные».
«Потом я начал получать письма. Вот одно из них: „У моего 12-летнего сына аутизм, и ему совершенно не даётся математика. Мы перепробовали всё, что могли. Но только кода наткнулись на ваше видео о десятичных дробях, смогли продвинуться вперёд. После этого с вашей помощью он освоил дроби. Мы не могли в это поверить“», — рассказывает Салман. Он ушёл с работы в инвестиционном фонде и сосредоточился на записи новых видео. Хан принципиально отказывался брать за это деньги. Единственное, на что он согласился — поместить кнопку Donate («Спонсировать») на сайте.
«Мои двоюродные сёстры заявили, что в ролике на YouTube я нравлюсь им больше, чем в реальности. На самом деле, в этом есть здравый смысл. Они могли нажать на паузу и повторить то, что им неясно, не чувствуя себя виноватыми за то, что они зря потратили моё время. Особенно если им нужно повторить то, что проходили две недели или два года назад», — объясняет создатель Академии.
Хан жил на свои накопления, пока не получил несколько крупных грантов на развитие проекта. Google дал два миллиона долларов. Они пошли на создание новых курсов и перевод уже существующих на другие языки. Фонд Билла и Мелинды Гейтс пожертвовал в общей сложности более 10 миллионов долларов.
В публичных лекциях Салман повторяет: школьники часто не успевают за программой по математике, потому что плохо освоили базовые темы. Когда дело доходит до алгебры или геометрии, они теряют интерес к учёбе и убеждают себя, что у них просто нет способностей к этому предмету.
«Вспомните, как мы учимся кататься на двухколёсном велосипеде. Представьте, что вы учились делать это две недели, но плохо умеете поворачивать в левую сторону и не очень хорошо тормозите. Но вы уже велосипедист — пусть и на 80%. Я ставлю вам за это тройку, а потом объявляю, что теперь мы будем учиться кататься на одноколёсном велосипеде. Это звучит дико, но именно так устроена школьная система», — делится Салман Хан.
В зависимости от того, сколько заданий выполнил школьник, понятно, какой объём знаний курса он усвоил — например, 70% или 95%. Но даже у тех, кто набрал почти сотню, остаётся 5% неусвоенных знаний. Это могут быть хорошие ученики, но идти вперёд им будет всё сложнее и сложнее: «Просто в их знаниях есть пробелы — дыры, как в швейцарском сыре. Это всё равно что строить дом на незаконченном фундаменте».
Подход Хана логичен: чтобы взяться за сложное, сначала нужно освоить более простое. По такому же принципу устроен раздел сайта, где можно тренироваться в определённой теме. Ученик должен ответить на десять вопросов подряд без ошибок. Если он выполняет задание неправильно, то раунд начинается заново, пока ученик не освоит тему полностью и не перестанет допускать ошибки.
Чтобы получить доступ ко всем возможностям сайта, нужно зарегистрироваться: будущий пользователь выбирается один из трёх статусов — учащийся, родитель или учитель. У учителей и родителей, если они регистрируются на сайте, будет возможность проверять, сколько заданий и как выполняет их ученик. В Америке лекции Академии Хана как дополнение к урокам используют 350 тысяч учителей.
Также взрослые могут контролировать прогресс ребёнка на платформе и статистику освоения материала. А вот в какое время и в каком объёме выполнять задания, решает сам ученик. Также в личном кабинете можно просмотреть, какие ошибки он допустил.
В русскоязычной версии практические задания недоступны. Но к каждой теме сняты отдельные видео с задачами и объяснениями того, как они решаются. Например, про равнозначные дроби или иррациональные уравнения.
У Академии есть русскоязычная версия сайта и YouTube-канал с роликами на русском языке. В ней те же разделы, что и на основной, англоязычной версии. Кстати, канал с роликами на английском тоже есть. У Академии есть и мобильные приложения — Khan Academy и Khan Academy Kids для детей (о нём мы рассказывали в нашей подборке приложений).
Сегодня в Академии Хана размещено порядка шести тысяч лекций и более 110 тысяч практических задач по математике, биологии, физике, химии, экономике и другим наукам. Проект, который начался с нескольких роликов самого Хана, превратился в глобальную платформу, с которой сотрудничают НАСА, Музей современного искусства в Нью-Йорке и Массачусетский технологический институт.
Но в основе Академии лежит огромный курс по математике. Здесь и алгебра, и геометрия. Темы разбиты на блоки (например, по тригонометрии или решению линейных неравенств), в каждом блоке может быть до нескольких десятков тем.
Каждой посвящено видео, которое длится в среднем две-три минуты. Сложные темы разбивают на несколько роликов. Про теорему Пифагора, например, сняли три. В каждом новый аспект темы начинают объяснять с понятного жизненного примера. Например, вместо абстрактного треугольника преподаватель рисует корабельную мачту, а вместо прямоугольника — ковёр.
Кроме этого, в Академии есть лекции по введению в историю искусств с подробным рассказом о картинах, скульптурах и архитектурных сооружениях.
Курс истории преподаётся комплексно: события российской истории, например, рассматриваются в контексте мировой, но их не так много. Эти ролики длиннее и длятся порядка десяти минут. В них много иллюстративного материала — не только фотографии исторических мест и объектов, но и интерактивные карты, гравюры, картины и вставки с цитатами из значимых исторических документов.
Можно прослушать короткие циклы лекции о безработице, теории игр или даже том, откуда берётся грипп. В курс по робототехнике включены практические занятия. Есть даже тесты GMAT по математике, которые сдают при поступлении в зарубежные университеты, и уроки программирования на Python.