Научный сотрудник Института эволюционной физиологии и биохимии имени И. М. Сеченова Российской академии наук Марат Сабиров в интервью «Азаттыку» рассказал о настольной игре Ecologic и опыте краудфандинга (коллективный сбор средств) для своего проекта.
Марат Сабиров является одним из авторов игры. Он примет участие в IV Фестивале образования и проведет ряд мастер-классов для школьников и студентов по игре Ecologic, в рамках «Лектория для учителей» выступит с презентацией перед педагогами столицы.
Ecologic – настольная деловая игра, эколого-экономическая стратегия. Основная идея игры – продемонстрировать путь разумного баланса экономических интересов промышленности и экологических факторов развития. Основная целевая аудитория игры – школьники старших классов и студенты, игру можно самостоятельно осваивать с 14 лет.
Марат Сабиров: Впервые идея создать настольную игру с образовательным аспектом у нас появилась в 2013 году. Мы разрабатывали идею, тестировали механику, приглашали людей, которые говорили об ошибках и недостатках. Потом нашли дизайнера и запустили проект на краудфандинговой платформе, собрали средства и выпустили первый тираж.
«Азаттык»: Вы говорите, что игра имеет социальное значение. В чем оно заключается?
Марат Сабиров: С одной стороны есть нарастающее с каждым годом противоречие между капиталом и качеством окружающей среды. Также есть стереотип, что капиталисты думают только о деньгах, забывая об окружающей среде. В ответ на это появились движения радикальных зеленых, которые порой залезают на вышки и пытаются остановить производство. В игре мы не создавали таких стереотипов, там есть противоречия, которые каждый участник, будучи директором предприятия, пытается решить. Игра предлагает найти пути решения проблемы.
В игре побеждает не тот, у кого много заводов или экологических инициатив, а тот, у кого существует баланс между доходами и количеством экологических инициатив. Идея в том, чтобы вместо сверхприбыли и деградации окружающей среды получать умеренные доходя, но сохранить окружающую среду, которая обеспечивает устойчивое развитие.
«Азаттык»: Это игра в том числе и для школьников. Многие могут не знать о каких-либо экологических инициативах. Есть в игре пояснения?
Марат Сабиров: Мы специально разработали карточки, чтобы разъяснить людям это - есть краткая энциклопедия по экологическим инициативам с описанием и картинкой. Например, не все знают, что такое фиторемидиация. Мы же даем понятное описание, которое могут понять даже неспециалисты.
«Азаттык»: Ваша игра имеет социальную направленность. Как ее воспринимают: как социальный или коммерческий проект?
Марат Сабиров: Формально – это коммерческий проект, мы продаем игру, проводим бесплатные мастер-классы. Но, скажем так, когда меня спрашивают об успешности проекта, с точки зрения бизнеса я могу сказать нет. У нас нет гигантских продаж, мы к этому особо не стремимся. Часто мы дарим игру, если это регионы или незащищенные слои населения. Однако в больших городах игру покупают, как товар.
В 2013 году проект Ecologic успешно завершил кампанию по сбору средств на краудфандинговой площадке Boomstarter.ru. Это позволило выпустить первый, небольшой тираж игры. В 2015 году был выпущен второй тираж, большего объема, в который был включен ряд улучшений и дополнений.
«Азаттык»: Вы собрали немало денег на краудфандинговой площадке. Расскажите об этом опыте.
Марат Сабиров: Краудфандинг – это новый инструмент, но нельзя думать, что таким образом можно легко и быстро заработать деньги. Вести качественный проект по краудфандингу очень тяжело. Если действовать честно и открыто, то нужно постоянно искать спонсоров, если только вы сразу не нашли одного, который готов дать всю сумму. Бывает, что динамика поддержки идет хорошо, а потом вообще никого нет, опускаются руки. В этот момент не стоит сдаваться, надо искать новых людей, сообщества, другую целевую аудиторию.
«Азаттык»: Что интересует людей в вашем проекте?
Марат Сабиров: В нашем проекте людей интересует в первую очередь идея. Мы постарались ее честно и четко изложить, при этом заложить философский аспект. Ну, и плюс сама идея деловой игры, актуальность экологической проблемы, а ее актуальность будет только нарастать. Возможно, сегодняшние школьники через пять, десять, пятнадцать лет станут руководителями в том числе промышленных компаний. У них будет опыт игры, и даже если они забыли ее, я думаю, на подсознательном уровне у них отложится соблюдение философии баланса. Потом они смогут применять знания во взрослой жизни, в этом и заключается идея этой образовательной игры.