Резолюция Круглого стола «Театр и дети»
г. Бишкек 19 мая 2013 года
Мы, участники круглого стола «Театр и дети», собрались с целью обсудить ситуацию и определить контуры будущей деятельности по усилению роли театрального искусства в системе воспитания детей, подростков и молодёжи.
Считаем важнейшей задачей приобщение детей и молодежи к театральной культуре, драматургии и литературе как источникам развития духовно-нравственных, патриотических и эстетических чувств, основе формирования «картины мира».
Вместе с тем необходимо признать, что степень влияния детского театра на подрастающее поколение уменьшилась. Это связано не только с трудностями финансового и кадрового обеспечения театральной деятельности в последние годы, но и с отсутствием видения и координации между вовлеченными сторонами. Ситуация требует реализовать комплекс мер по сохранению имеющегося потенциала и развитию детского театра.
В ходе Круглого стола были выработаны следующие рекомендации:
Для Жогорку Кенеша Кыргызской Республики
• Пересмотреть принципы финасирования сферы культуры – как минимум один процент налогов направлять на развитие культуры.
• Разработать и принять “Закон о меценатстве” включающий механизмы стимулирования предпринимателей (через налоговые льготы и др.), оказывающих спонсорскую и другую поддержку учреждениям культуры.
Для Министерства культуры и туризма Кыргызской Республики
• Наладить систему координации и обмена информацией между учреждениями культуры по вопросу театра для детей – создать «календарь событий», вести планирование детских самодеятельных и профессиональных постановок во всех регионах, вовлекать в реализацию планов представителей местного самоуправления, меценатов, донорское сообщество.
• Разработать и активно внедрять среди детей и молодежи «Кодекс поведения культурного человека» («Азбуку культуры»)
• Разработать детскую репертуарную политику: организовать обсуждение актуальных тем и сюжетов для детских постановок (самодеятельных и профессиональных), стимулировать создание кыргызскими драматургами, поэтами и композиторами новых произведений для детей (МКИТ возобновить практику заказов на детский репертуар).
• Наладить обсуждение на художественных советах детских спектаклей, создавать условия для творческого обмена между авторами, переводить лучшие образцы классического и современного детского репертуара на кыргызский язык.
• Публиковать и распространять детские пьесы и сценарии постановок, оказывать финансовую и организационную поддержку новым постановкам для детей (вернуть практику заказов на детские спектакли), адаптировать лучшие школьные сочинения для написания сценариев на школьную тему и презентовать этот опыт для театрального сообщества.
• Обратить особое внимание на подготовку кадров для детских самодеятельных и профессиональных театров: режиссеров, актеров, работников сцены, музыкальных редакторов: отправлять для обучения и стажировки за рубеж, восстановить в Институте Искусств отделение по подготовке режиссеров массовых представлений или режиссеров самодеятельных театров.
• Создавать условия для творческого обмена и повышения квалификации представителей детских театров: на базе Института Искусств на регулярной основе проводить обучающие семинары, курсы для начинающих и непрофессиональных (из числа школьных педагогов) режиссеров, создать постоянно действующий методический центр для сопровождения учреждений культуры и школ.
• Привлекать внимание меценатов и благотворителей к проблеме нравственного воспитания детей средствами театрального искусства
• Обратить особое внимание на развитие театральной критики, стимулировать написание статей на тему «Театр и дети» и публикацию в журналах «Маданият» и «Справочник работника учреждения культуры», поддерживать деятельность и творческий обмен между театральными критиками.
• Усилить координацию Министерства культуры и туризма и Министерства образования и науки: заключить меморандум о проведении ежегодного фестиваля «Театр и дети», предоставлять места для проведения детских досуговых мероприятий и кружков, активизировать гастрольную деятельность и обмен опытом между детскими профессиональными и самодеятельными театрами, под контролем МКИТ наладить систему театральных абонементов для школьников, обязать театры иметь второй (мобильный) комплект декораций для выездных спектаклей в школах, Министерству культуры финансировать детские спектакли по пьесам, прошедшим цензуру для показа в школах, наладить связь профессиональных театров и театральных студий со школьными театрами, разнообразить формы сотрудничества (ставить антрепризные спектакли вв школах).
• Использовать инновационный международный опыт и предоставлять информацию об опыте Кыргызстана (в Интернет, педагогических журналах).
• Внедрить грантовую систему для частных и экспериментальных театров.
• Провести реформу творческих Вузов, рассмотреть целесообразность внедрения Болонской системы для творческих специальностей.
• Усилить театральный менеджмент: проводить обучение руководителей и режиссеров.
Для учреждений культуры: театров, концертных залов и т.д.
• Пересмотреть репертуарную политику: вести анализ зрительской аудитории, больше ориентировать репертуар театров на кыргызоязычных зрителей, учитывать особенности детской аудитории: (<7, <12, <16), обратить внимание на содержание детских спектаклей (убрать фальшивые лозунги, догматические театральные подделки, внедрять идеи толерантности и уважения).
• Профессиональные учреждения культуры должны повернуться лицом к досуговой деятельности для детей: проводить постановки во время школьных каникул (в том числе летних), менять эстетику спектаклей для детей (делать спектакли современными и динамичными), предоставлять помещения и время для детской кружковой работы, вовлекать родителей, проводить совместные программы художественного воспитания для детей и взрослых, приучать к особенностям театрального искусства (театр - целостное действие, а не «говорящий концерт»).
• Разрабатывать планы постановок для детей разного возраста, информировать детские дошкольные учреждения, школы, сузы и вузы.
Для международных организаций
• Рассмотреть возможности для реализации целевых программ развития детского театра, использования возможностей театрального искусства для просвещения и осведомления детей и молодежи об общечеловеческих ценностях, правах человека, экологических знаниях, жизненных навыках, здоровом образе жизни, межкультурном-межэтническом-межрелигиозном согласии, свободе от алкоголя, табакокурения и наркомании.
Для системы образования, высших и средних учебных заведений
• Внедрить театральные формы воспитания в методический арсенал учебных программ для студентов педагогических вузов (особенно по филологическим специальностям).
• Осуществлять целевую подготовку учителей школ для досуговой работы и оплачивать их труд.
• Рассмотреть возможность внедрения Стандарта по воспитанию, с целью усилить ответственность родителей за воспитание детей.
• На законодательном уровне узаконить институт родительского фонда, ввести механизмы платных услуг на базе школы по развитию детей.
• Проводить краткосрочные курсы повышения квалификации для руководителей драмкружков, организовать семинары и мастер-классы для преподавателей по организации школьных драматических и кукольных театров – для передачи имеющегося положительного опыта по работе со школьным театрами.
• МКИТ и МОН совместно проводить ежегодный фестиваль школьных театров: содействовать бесплатному предоставлению для детских фестивалей ведущих сценических площадок: Национальной филармонии, Кыргызского драматического, Русского драматического и Оперного театров, поднять статус школьных фестивалей, обеспечить участие школьных театров из регионов, предоставить профессиональное жюри для фестиваля.
• Начиная с дошкольных учреждений внедрять театральные, кукольные и музыкальные кружки
• Содействовать обмену опытом между школами по развитию драмкружков (проводить семинары для директоров и методистов школ, гала-концерты, дни открытых дверей и т.д.).
Для средств массовой информации
• Пропагандировать театральное искусство - создавать у детей и молодежи «моду на театр».
• Публиковать статьи, интервью, репортажи о детских профессиональных и самодеятельных театрах.
• Усилить информирование аудитории о культурных мероприятиях, создать календари («электронные доски») детских мероприятий.
Для органов местного самоуправления
• Оказывать поддержку учреждениям культуры на местах, привлекать для этого родителей, предпринимателей и общественность.
• Проводить местные «Дни театра для детей», содействовать проведению гастролей детских театров.
Напомним, что круглый стол проходил в рамках первого Фестиваля образования в мае 2013 года