Идея организации небольшой лаборатории в классах начальной и подростковой Монтессори-школы основана на принципе изоморфности (соответствия). Среда изоморфна, значит, она взаимосоответствует элементам процессов, происходящих в головном мозге школьника определенного возраста.
История идеи
Понятие изоморфности обсуждалось еще берлинскими гештальтпсихологами прошлого века, которые использовали его для характеристики особого подхода к вопросу об отношениях разума и мозга. В российской науке этой проблемы касались И.М. Сеченов, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Н.П. Бехтерева и многие другие известные психологи и нейрофизиологи. Предлагая свою периодизацию развития человека, М. Монтессори в работе «Как развить внутренний потенциал человека» отмечает, что, достроив свою психомоторную и сенсорную сферу примерно к шести годам, ребенок становится на путь лаборанта-исследователя окружающей жизни. А после девяти лет начинает задавать вопросы о происхождении тех или иных явлений природы и человеческой жизни, формулировать собственные гипотезы, которые к 12 годам он будет стремиться доказать, чтобы применить свои квазиоткрытия и новые умения в реальной жизни. Прохождение этого пути связано с постепенным созреванием нейронных связей в структуре человеческого мозга и не зависит от места проживания человека, его социальной принадлежности и эпохи. Поэтому было бы ошибкой не воспользоваться этими открытиями ученых для реального природосообразного построения специально подготовленной образовательной среды младших школьников и подростков.
Другой стороной идеи создания системы лабораторий в современной Монтессори-школе является способность человека сохранять частицы любого жизненного опыта и удерживать его следы в бессознательной памяти в виде энграмм. То есть в приложении к нашей действительности школьникам, получившим образование через опыт собственной реальной деятельности, не будет требоваться слишком много усилий для подготовки к любым последующим интеллектуальным испытаниям.
Создание в Монтессори-школе (впрочем, как и в любой другой!) системы лабораторий является прекрасным полем для исследования становления человеческого интеллекта. Лаборатория в то же время помогает детям и подросткам полюбить науку и поддерживает в них стремление двигать ее вперед.
Лаборатория первой ступени образования для детей 6–8 (9) лет
Шестилетние лаборанты или три состояния вещества
Конечно, трудно себе представить в привычном классе начальной школы хотя бы маленькую био-химико-физическую лабораторию со шкафом для стеклянных колб и пробирок, реактивами, горелкой, микроскопом и другим настоящим лабораторным оборудованием. Для школы Монтессори, стремящейся соответствовать возрастным особенностям детей, это характерно. Ведь именно опыты с водой, песком, воздухом, воском, содой, сахаром, красителями, растениями и семенами, знакомыми в быту порошками и растворами привлекают детей 6–8 (9) лет. Желание испытать необычное в обычном пересиливает интерес к математике, письму или чтению. Правы ли мы, взрослые, когда требуем от детей этого возраста усердия именно в письме, чтении и математике, а предметная область «Окружающий мир» занимает в расписании школьных занятий второстепенное место? В исследовании, которое проводил несколько лет назад учитель Санкт-Петербургской Монтессори-школы Михайловой Алексей Николаевич Колабаев, приводится график выборов детьми учебной деятельности в условиях свободных занятий и логики их приоритетов. Вот что показывает этот график:
Статистические данные по работе 50 детей 6–9 лет в период с 14 сентября по 23 декабря 2012 года
Ясно видно, что за четыре месяца работы в ситуации свободного выбора материалов для собственной образовательной деятельности 50 детей без указания со стороны учителя более 2 тыс. раз обращались к материалам, помогающим им осваивать окружающий мир. Прежде всего это были самостоятельные опыты в классной лаборатории. Понятно, что подобные наблюдения за детьми нельзя было бы осуществить, не организовав в классе заранее специальную лабораторную среду и не предоставив детям свободу выбора содержания своего образования.
Второй график показывает пристрастия детей к конкретным лабораторным исследованиям.
Карточки с «приказаниями» вместо лекции учителя
Любимый опыт шестилетних. Как плавится парафин
Итак, детей 6–9 лет занимает сам процесс постановки эффектного эксперимента, и они готовы без устали учиться точному обращению с предметами, помогающими его провести.
Материалы лаборатории включают в себя:
В классной лаборатории заводится правило, чтобы ни один проведенный эксперимент не оставался без отчета о проведенной работе. Это может быть как заполненный трафарет, подготовленный учителем, так и свободный текст с описанием хода и результата опыта. Отчеты приучают учеников начальной школы к тому, что каждое учебное действие должно быть доведено до конца.
Самостоятельная работа в классной лаборатории без назиданий учителя позволяет ученикам начальной Монтессори-школы применить в реальной жизни полученные здесь свои универсальные учебные компетенции или тренировать их в себе, если этого требует интересующая ученика деятельность.
Лаборатория второй ступени образования для детей 9–11 (12) лет
Лаборанты второй ступени
На второй ступени образования дети постепенно переходят от позиции лаборанта, которого интересуют только эффекты проведенных опытов, воспринимаемых как фокусы, к позиции ученого-исследователя. Дети начинают мыслить научно, задавать себе и другим людям научные вопросы. К девяти годам (эта граница несколько размыта у современных детей) младший подросток, наигравшись с веревочным телефоном из спичечных коробков, задает взрослым и себе самому вполне научный вопрос из области физики: как такой телефон работает, как передается в пространстве звук? То есть уже в этом возрасте он готов начать познавать основы волновой теории и изучать другие направления физики, химии, биологии, техники.
Именно в этот период дети имеют потребность ставить лабораторные опыты с последующей формулировкой гипотезы и ее доказательства, выведенного с помощью неоднократных наблюдений. Как любому настоящему ученому, каждому из школьников в этот момент важно сверить свои открытия с открытиями, сделанными в истории человеческой культуры до него. Поэтому дети, уже хорошо и осмысленно читающие, своими любимыми книгами избирают энциклопедии и справочники, а в интернете осваивают информационные и поисковые системы типа Google, Yandex, а также электронные энциклопедии.
В этом периоде ученикам часто требуется аудитория, предоставляющая им возможность предъявить собственные доказательства происхождения и причинности явлений природы и собственные новые открытия. Они хотят ощущать, что сравнялись в знаниях с более старшими и опытными людьми, и готовы обсуждать с ними свою учебную работу, вести по этому поводу первые научные дискуссии.
Лаборатория в классе средней ступени по сравнению с предшествующей несколько видоизменяется. Теперь она становится гораздо более систематизированной. Созданием такой экспериментальной лаборатории для детей 9–11 (12) лет в Монтессори-школе Михайловой занималась педагог и психолог Елена Анатольевна Лаврова. Ее модель такой лаборатории состоит из нескольких частей. Во-первых, это шкаф, в котором стоят рабочие листы с разнообразными заданиями по проведению тех или иных опытов, которые можно использовать в условиях конкретной лаборатории. Тут же в маленьких контейнерах сложено оборудование для этих опытов. В соседнем шкафу собрана лабораторная посуда и другое оборудование, а также сборник специальных правил, освоив которые, каждый ученик сдает экзамен на присуждение звания «Лаборант второй ступени».
Что будет, если... Гипотезы из пузырьков и баночек
Материалы лаборатории включают в себя:
После выполнения каждого опыта ребята записывают наблюдения на специальных отчетных листах, визируют их у педагога и затем складывают в общее портфолио своих учебных работ.
Лаборатория третьей ступени образования для подростков 12–15 лет
Старшая лаборатория в классе 3 ступени
После 12 лет в коре и в подкорке головного и спинного мозга над процессами торможения преобладают процессы возбуждения. Условные рефлексы на непосредственные сигналы образуются быстрее, а на словесные – медленнее, поэтому подросткам, как ни в каком другом возрасте, требуется постоянное практическое подтверждение любым полученным прежде теоретическим знаниям.
Лаборатория старших подростков во многом походит на настоящую лабораторию научно-исследовательского института. Она занимает примерно четвертую часть общей классной комнаты и состоит из нескольких шкафов, лабораторного стола, вытяжного шкафа, хорошо устроенной мойки и выставочного стенда-стеллажа для презентации готовых моделей. Изготовление моделей может происходить и в специально организованной мастерской.
Свободная учебная работа. Гипотезы и доказательства
Выстроить классную лабораторию и разрешить научные вопросы – дело учителя
Лаборатория старшей (третьей) ступени школьного образования выстраивается педагогами естественно-научных циклов как многопрофильная. То есть в ней подростки могут проводить эксперименты в области химии, физики, биологии, техники, строить математические модели. В шкафах на полках стоят разнообразные измерительные приборы, лабораторная посуда, химические реактивы, есть специально организованное темное пространство для изучения оптики и электричества. На специальных полках расположены учебники, справочники, энциклопедии, многочисленные рабочие инструкции для проведения опытов и тестовые материалы для самопроверки.
Работа в лаборатории чаще всего не требует специальной оценки со стороны педагога, так как почти каждый эксперимент заключает в себе положительный или отрицательный исход. От качества его постановки зависит видимый ученику результат. То есть ученик сам может оценить собственную работу и выдвинуть ее как доказательство той или иной сформулированной или обнаруженной им в энциклопедии исходной гипотезы.
Все возникающие в лаборатории ситуации сотрудничества, взаимодействия с учителями и сверстниками невольно способствуют формированию и развитию у подростков коммуникативных универсальных учебных действий, что является естественной потребностью их возраста и, безусловно, способствует их общекультурному развитию.
Увлечения преподавателей электронными способами обучения, насыщения школьных классов компьютерами, планшетами, эффектными электронными досками и другим подобным оборудованием вряд ли может превзойти образование через опыт, через реальное проживание изучаемого материала и построение собственных вариантов и моделей мировой науки и культуры. Как говорил математик Анри Пуанкаре и любил повторять К.А. Тимирязев: «Опыт – единственный источник истины, он один может научить нас чему-нибудь новому, только он доставляет нам достоверность». Эту истину, видимо, уже давно поняли наши западные коллеги. В большинстве основных общеобразовательных школ Финляндии, Швеции, Нидерландов, Германии и других стран школьные лаборатории и мастерские ручного труда занимают едва ли ни треть помещения школы. Работа в них является неотъемлемой частью учебного процесса начиная с первого года обучения детей. На школьные лаборатории и мастерские там тратятся немалые средства, отпускаемые государством для оборудования школьных образовательных сред. Не пора ли обратить на это внимание и нашим организаторам образования?
Эксперт Ассоциации Монтессори-педагогов России
Елена Хилтунен
Газета "Вести образования"
Фотографии из архива журнала «Монтессори-клуб»